Совет ветеранов
Новгородской области

Бои на границе

02.08.2016 БОИ  НА  ГРАНИЦЕ

Начало войны Сергей Иванович Иванов встретил на границе. Окончил её командиром артиллерийского дивизиона в звании капитана в Австрии. Награждён 6 боевыми орденами. Трижды ранен. Сергей Иванович часто встречается с молодёжью, рассказывает о фронтовых буднях. Он избран членом областного совета ветеранов.
Родился я 20 июля 1920 года в д. Липица (7 км от Демянска). В 1938 году окончил Демянскую среднюю школу и заочно Старорусский педагогический техникум. Год с лишним проработал учителем начальных классов.
В ноябре 1939 года призван на службу в РККА. В июне 1940 года досрочно выпущен из полковой школы с присвоением звания младший сержант с назначением помощником командира взвода.
Наступает 75-летие начала Великой Отечественной войны, которая стала величайшей трагедией для советского народа. Я участник ВОВ с первого её дня, с раннего утра 22 июня 1941 года. Это произошло на правом берегу реки Западный Буг, примерно в 30 км южнее города Любомль Волынской области. Тогда наш 306 Краснознамённый стрелковый полк 62-й с.д. проводил инженерно-строительные работы по созданию оборонительных объектов на правом берегу реки З. Буг. С 17 июня мы занимались доработкой сосновых брёвен для строительства дзотов. Стояла жара. Необычным для нас были полёты немецких военных самолётов в нашей погранзоне. В 1940 году этого не было.
21 июня я был дежурным по батальону. Комполка приказал нашему 2-му батальону двигаться на границу, чтобы подготовить колья для проволочного заграждения. Однако батальон до границы не дошёл, заночевал в дубраве, рядом с границей.
Раннее воскресное утро 22 июня. Я проснулся от сильного толчка ногой в правый бок. Это был командир взвода мл. лейтенант Н. Бирюков. Так ему удалось разбудить меня. Он объявил: «Проснись же, Иванов, началась война». Над нами пролетели вражеские бомбардировщики с большими жёлтыми крестами на крыльях. Они летели бомбить наши города. Со стороны границы слышалась артиллерийская канонада и оружейная стрельба.
Оставив половину личного имущества, мы бегом устремились в сторону боя. Бежали мы лесом в сторону границы. На ходу старшина роты выдал младшим командирам по обойме патронов (5 штук). Через 3-4 км мы выбежали на приграничную дорогу. В 300-400-х метрах перед нами была застава, на которой шёл бой. Его вели по приказу командира батальона 5-я и 6-я роты. Они без патронов, врукопашную, с криками «Ура!» атаковали захваченную немцами заставу и вынудили противника её покинуть. Наши потери составили до роты личного состава. К радости, пограничники обеспечили пехоту патронами, а позже – едой.
Нашу 4-ю роту спешно направили на следующую заставу, с которой доносились взрывы артиллерийских снарядов. У контрольной полосы границы нас остановили пограничники, заявив: «Война не объявлена, пограничники не имеют права нарушать погранконтроль». Так рота провела какое-то время в сосняке, пока не вмешался командир нашего батальона капитан И.Н. Прудников. Командиры пограничников дали нам дорогу. Оказалось, противник на этой заставе не переправлялся через Буг. Здесь он создавал переправу, а заставу подверг артиллерийскому обстрелу.
Добежав до заставы, наша рота быстро окопалась на высоком правом берегу Буга. Вражеские вояки на противоположной стороне в нижнем белье вольготно занимались своими делами. Я успел сделать 3 или 4 выстрела, немцы падали (ширина Буга примерно равна нашему Волхову в городе). Стрелял я отлично. Но раздалась команда: «За границу не стрелять. Бить врагов только переправившихся на нашу территорию». Должен отметить, что все команды и приказы старших строго выполнялись, как в мирное время на занятиях. Этот приказ действовал до 18 часов 22 июня. После поступил приказ: «Бить врагов, где бы они не появились!» Прибыла с полигонов артиллерия и открыла интенсивный огонь по вражеским войскам, укрывшимся в лесу напротив нашей заставы. Наша 4 рота, 2 батальона 306 с.п. получила приказ: «Покинуть оборону и двигаться на соединение с командованием полка и его службами», которые оказались на границе, правее нас. В расположение полка мы прибыли около 11 часов 23 июня. Встретило нас всё руководство полка. Командир полка майор П.С. Гавилевский обратился к нам с просьбой (мы все лежали на земле от усталости). «Знаю, вы очень устали после боя на заставах. Вы совершили тяжёлый переход. Но в ближайшем лесу окружены 1-й батальон и полковая школа. Мы просим вас сходить в атаку и помочь им выйти из окружения». Никакого ропота со стороны личного состава не было. Взяли с собой винтовки, подсумки, гранаты и лопатки. Остальные личные вещи сложили в кучу и отправились выполнять просьбу командования.
Кадровая армия в первые 2 дня войны действовала строго по уставу (там, во всяком случае, где мне довелось быть участником событий). Сейчас некоторые политики, борзописцы, пытаются фальсифицировать, оболгать действия руководства СССР в первоначальный период войны. Были, конечно, ошибки, некоторое техническое отставание в вооружении, но было и моральное единство советских людей в борьбе с коварным врагом, завершившееся его полным разгромом.
Когда батальон приблизился к окраине леса, оттуда раздались винтовочные выстрелы и многочисленные автоматные очереди. Мы открыли огонь и пошли в атаку с криками «Ура!». Немцы бежали, просьбу командира мы выполнили.
Наш комбат Прудников проявил инициативу и отдал приказ наступать на близлежащую заставу. Мы двигались по сухому болоту километра 4. Дважды нас обстреливали небольшие группы противника. Потерь в батальоне не было, после наших прицельных выстрелов немцы поспешно убегали. Наконец мы, не спавшие и голодные, вышли на берег болота, поросший кустарником. Перед нами в 60-ти метрах находилась застава, захваченная противником. Выскочив на открытое поле, мы с криками «Ура» устремились к заставе. Наше появление для немцев было внезапным. Они спешно покинули заставу. На заставе мы обнаружили три трупа наших командиров, нескольких пограничников и труп нашего старшины в колодце. Но за заставой крутой спуск к заливному лугу был плотно усеян трупами немцев, атаковавших заставу 22 июня. Застава стала нашей. В обед приехала кухня. Нас накормили. Вечером она не приехала. Нас окружили. Так мы голодные пробыли на отбитой нами заставе до вечера 26 июня. А в ночь с 26 на 27 июня командование отдало приказ на выход из окружения. Выйдя из него, наш батальон ещё не раз посылался в бой.
В ночь с 27 на 28 июня наша 62 стрелковая дивизия вынуждена была оставить границу и уходить от угрозы нового окружения.
С.И. ИВАНОВ,
майор в отставке
На снимках: С.И. Иванов сегодня и 17 мая 1941 г.

Возврат к списку


Наши партнеры

Правительство Новгородской области ОАУ «Дом молодежи» РО ООГО «ДОСААФ России» Министерство  спорта и молодежной политики Новгородской области Министерство культуры Новгородской области Новгородская областная Федерация профсоюзов Министерство образования Новгородской области