Совет ветеранов
Новгородской области

СТОЛЕТИЕ, ВОПЛОЩЕННОЕ В ОДНОЙ СУДЬБЕ

СТОЛЕТИЕ, ВОПЛОЩЕННОЕ В ОДНОЙ СУДЬБЕ 17.04.2018 Лидия Константиновна начала трудовую деятельность в 1937 году пионервожатой в детском доме «Отрада» Окуловского района. Была участницей советско-финляндской войны. В составе санитарной дружины работала в госпиталях эвакопун­кта 15-й Армии. В годы Великой Отечественной войны была медсестрой, воевала в составе Первого и Второго Партизан­ского края, в одном из полков 5-й Ленинградской партизанской бригады. После войны активно участвовала в восстановлении народного хозяйства Окуловского района. Уйдя на заслуженный отдых, включилась в работу с ветеранами, два года возглав­ляла районный совет ветеранов войны и труда. Многие годы со­трудничала с патриотическим подростковым клубом «Факел», организовывала встречи с фрон­товиками, привлекала ребят к уходу за братскими захоронени­ями, организовала районный хор ветеранов.
Почетный гражданин г. Окуловка награждена орденами Отечественной война I и II сте­пеней, «Знак Почета»; медаля­ми «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью Жукова и другими.
10 марта 2018 года Лидия Константиновна отметила свое столетие. В торжестве по случаю юбилея приняли участие Глава Окуловского муниципального района С.В. Кузьмин и предсе­датель совета Новгородской областной общественной орга­низации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Н.И. Пилявская.

СТОЛЕТИЕ, ВОПЛОЩЕННОЕ В ОДНОЙ СУДЬБЕ

«Когда мне отмечали 50-летие, я пообещала дожить до 100 лет. И дожила. Я – человек слова».
Л.К. Юркина
Через заснеженный лес, владения царя Берендея торопимся в гости к Лидии Константиновне Юркиной. Её знают и любят в Окуловке и не только. Фото Михаила Трахберга военной поры юной девушки, которая спит, положив рядом ружьё, было названо: «Краткий отдых». Оно облетело всю страну уже в мирное время. Печатали и газета «Советская Россия», и журнал. Фото запоминающееся, отразившее правду войны, её будни и тяготы.
Дорогой думала, что разговор будет о почтенном возрасте, недомогании и бессоннице.
Но с самых первых минут, когда переступили порог и познакомились с хозяйкой и её дочкой, то были поражены феноменальной памятью Лидии Константиновны, аналитическим складом ума, всей её жизнью, о которой она сама и поведала.
Нина Ивановна Пилявская, председатель совета Новгородской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, делая снимки, невольно воскликнула:
– Вы красивая!
И это действительно так. Всматриваешься в лицо Лидии Константиновны, слушаешь и понимаешь, какой тяжёлой дорогой она прошла, но сохранила благородство и красоту души.
– Я родилась в Окуловке 10 марта в 5 часов утра 1918 года.
Сразу после этой фразы хочется поставить три восклицательных знака!!! Столетие ураганом пронеслось над её семьёй, как и над миллионами других. И все удары, все лишения принимала, не отворачиваясь.
1921 год. Холера унесла отца. Мать погибла, попав под поезд. 7 детей, Лиде три года, остались сиротами. Но никто не отдал девочку в детский дом, люди понимали, как горько остаться без родителей, помогали. Братья… Их было двое.
– Пётр, – вспоминает Лидия Константиновна, – работал сцепщиком вагонов на железной дороге в Окуловке. С его мнением считались. Когда в 1939 году он погиб (раздавило вагонами), его проводить в последний путь пришло много народу. Любили и уважали все железнодорожные рабочие.
Брат Михаил поехал на заработки и … сгинул. Ни одной весточки не получили.
Сестра Людмила окончила только 4 класса, пошла работать на самый тяжёлый участок – обходчиком путей. Время было неспокойное… Нужно было каждому на своём месте быть предельно внимательным, ответственным. В поезде через Окуловку направлялась делегация из Китая.
Людмила, взяв красные флажки, отправилась проверять путь. И… просигналила, что опасно: «стрелки» разведены. За поступок была награждена. Орден Ленина торжественно вручали в клубе.
Лидия Константиновна не просто рассказала о себе, а мгновенно воссоздала всю свою жизнь так, что её можно было «увидеть», как кадры фильма, где режиссёр – суровая жизнь.
За рассказом о себе, о своих близких, о том, что суждено было пережить, открывалась страна, народ, простые люди, на долю которых выпали тяжелейшие испытания.
Председатель районного совета ветеранов Галина говорит:
– А я помню Вашу сестру Анну. Она была хорошей портнихой.
Лидия Константиновна мгновенно отозвалась:
– Её научила шить Акулина Родионовна, «плату за обучение не возьму»… Люди сочувствовали, помогали.
Анна и Валентина – двойняшки. Бедности не боялись, Валя окончила 8 классов и начала работать инспектором в районо. За хорошую работу её рекомендовали в областную профсоюзную организацию.
Зоя живёт в Киеве (у неё три сына и дочь).
У меня – одна дочь.
– А Ваша семья? – спросила я Галину Валентиновну.
– Моя семья – это мама, – ответила.
Она – выпускница ЛГУ (геофак), геофизик. Переехала из Санкт-Петербурга в Окуловку, чтобы быть рядом с мамой.
– Лидия Константиновна, – спросила я хозяйку, – Ваше самое радостное воспоминание?
– Когда родилась дочь.
– А самое страшное?
– Зима лютая… обмороженные солдаты, им ампутировали ступни ног. Шла финская война…
А накануне я вместе с другими девчатами в Окуловке окончила курсы Красного Креста и Красного полумесяца. Потом нас направили в Лодейное Поле, в госпиталь.
До июня 1940 года оставалась там, а затем получила задание – сдать архив. Помню, что личные дела грузили в ящики из-под папирос. И их нужно доставить в Ленинград. До сих пор не забыть чеканную фразу «Архив принят».
В госпитале нас было 20 девушек. Мы все вернулись в Окуловку, домой.
– Как Вы узнали, что началась Великая Отечественная война?
– Я собиралась в баню. Вдруг из чёрной «тарелки» прозвучал голос Молотова: «война». В баню решила всё-таки сходить, как услышали женщины о беде – все разбежались.
Пришла домой, собрала узелок и на сборный пункт.
Так я оказалась в партизанском отряде… Ходила с санитарной сумкой в наряд.
– Вы помните своих первых раненых?
– Как же мне их забыть?
11 человек. Было очень трудно. Даже костёр нечем разжечь. Я собрала раненых и честно сказала: «медикаменты кончились. Ни марганцовки, ни таблеток. Поверили (и не потеряем этой веры) в народные средства…»
Я лечила потому, что окончила курсы, не было медицинского образования, зато был опыт финской войны. Всех выходила, у лейтенанта загноилась рана вначале. Но и он встал в строй.
Феноменальная память Лидии Константиновны! На редкость. Она уникальна. Вместила столетие! Она легко, как с разбегу, называет фамилии командиров, комиссаров 5-й партизанской бригады, 2-й партизанской бригады.
Но память – не золотая кладовая. Она хранит и печаль, и боль, и… просто неспособность поступиться правдой. Так поведала, что два партизанских отряда получили задание спустить вражеский эшелон под Мгой. Не получилось… Отряды расформировали.
– Нас бросали, – вспоминает Лидия Константиновна, – как бросают ребёнка, чтобы научить плавать, то туда, то сюда.
В 5-ю партизанскую бригаду я попала в 1943 году, бригада действовала в тылу врага.
Для неё имена: Ивана Ивановича Сергунина, Николая Николаевича Шамшурина, Дмитрия Венедиктовича Егорова дороги и святы.
Никогда отважная партизанка не пряталась за спины других, не уклонялась от опасности. А она подстерегала её на каждом шагу. Но не падала духом, спасая жизни других, хотя своя могла оборваться в любую минуту.
– Как Вы оцениваете себя, свой характер, какие черты самые главные?
– Я думаю, что есть во мне чувство справедливости. Стремление оказать помощь людям. И ещё – чувство коллективизма.
Меня поразило в этой русской женщине буквально всё: не только характер, героизм, память и готовность помнить то, что другие поторопились забыть, ещё голос, сильный, как она сама, от природы хорошо поставленный.
– Вы красивая, – снова повторила Нина Ивановна Пилявская, фотографируя Лидию Константиновну.
Мы все уместились на диванчике, а Нина Ивановна не расставалась с фотоаппаратом. Удался и крупный план.
Действительно, женщина на пороге своего столетнего юбилея сохранила и прямую спину, и осанку, и внимательный взгляд.
А сила её характера и смелость поступков – в этом тоже её красота. Беда: потеряла слух. Мои вопросы дочь повторяла маме прямо в ухо – но мы слышали и возражение «я сама скажу». И было что сказать!
– Однажды, – припомнила хозяйка, – американец уже после войны сказал: «вы счастливы, что не знаете, как худо живёте».
Наше поколение жило в трудное время: 30-40 годы. Но мы были счастливы. По-настоящему! Выпил кружку воды, съел кусок хлеба и побежал.
Сад железнодорожный в Окуловке – там жизнь кипела. Спектакли ставили. Даже «Разлом» по пьесе Лавренёва.
– Да, жизнь трудная.
– Но в Вашем характере – любить жизнь. Наверное, только жалеете, что молодость прошла?
– Ох, как жалею.
– Зато Вы героиня!
– Я не старалась ею быть. Просто надо было работать – «на всю железку».
Галина Михайловна Ковальчук, с которой вместе пришли, очень точно и ёмко обрисовала сущность Лидии Константиновны:
– Она требовательна к себе, но и к тем, кто рядом. Если возникали жизненные вопросы, люди спешили к ней. Лидия Константиновна обладает даром внушения.
В районный совет ветеранов ходила, как на работу.
И результат был.
Лидия Константиновна на пенсии не отдыхала, работала с детьми, навела порядок с дровами, «первым привезли дрова тем, у кого ни полена не было в сарае», – это Лидия Константиновна сама предложила председателю райисполкома. Разобралась в картотеке, кому положены льготы…
Чем больше слушала хозяйку, тем больше удивлялась её неисчерпаемой энергии в послевоенные годы. На протяжении 10 лет у неё дома собирались члены созданного ею клуба «То ли ещё будет!», приходило 20 человек. И всем было интересно вместе! Женщина легко цитировала русского поэта Некрасова, говорила о недопустимости приукрашивания истории партизанского движения, особенно момент перехода через линию фронта продовольственного обоза…
Она приводила, как сама выразилась, «убийственный аргумент». Другой она не может быть. Своё счастье Лидия Константиновна Юркина нашла в служении людям.
Судьба женщины героической, самоотверженной, поднявшейся в двух войнах и в мирное время до подвига в своём служении людям – пример для подрастающего поколения.
Людмила ГАРИЧЕВА,
главный редактор газеты «Вера, Надежда, Любовь»
Фото Н. ПИЛЯВСКОЙ
Новгородская область
На снимках:  Л.К. Юркина;  юная партизанка Лидия Юркина в период ВОВ, фото Михаила Трахберга; Л.М. Гаричева, Л.К.Юркина, дочь Г.В. Юркина.



Возврат к списку


Наши партнеры

Правительство Новгородской области ОАУ «Дом молодежи» РО ООГО «ДОСААФ России» Министерство  спорта и молодежной политики Новгородской области Министерство культуры Новгородской области Новгородская областная Федерация профсоюзов Министерство образования Новгородской области